Первый всероссийский съезд баячей будущего

2011-05-15

Сегодня я был на экскурсии по Северной Ривьере. Смотрели, в основном, дачи начала 1900-х годов в стиле северного модерна и неорусском стиле. Но мне хочется поделиться сведениями об одном событии тех дней, не упомянутом в ходе экскурсии.

С 18 по 20 июля 1913 г. в Усикирко (неподалёку от Териоки, нынешнего Зеленогорска) состоялся Первый всероссийский съезд футуристов. На нём присутствовали всего 3 человека: Михаил Матюшин, Казимир Малевич и Алексей Кручёных (ещё хотел присутствовать Велимир Хлебников, но не смог).

Матюшин, Малевич, Кручёных на даче Матюшина

Этот малочисленный съезд проходил на даче Матюшина. Тем более забавным кажется принятый ими мощный манифест баячей будущего (поэтов-футуристов). В нём они нападают на традиционное искусство и обещают создать новые интересные футуристические произведения:

Мы собрались сюда, чтобы вооружить против себя мир!

Пора пощёчин прошла.

Треск взорвалей и резьба пугалей всколыхнет предстоящий год искусства!

Мы хотим, чтобы наши противники храбро защищали свои рассыпающиеся пожитки. Пусть не виляют хвостами, они не сумеют укрыться за ними.

Мы приказывали тысячным толпам на собраниях и в театрах, и со страниц наших чётких книг, а теперь заявим о правах баячей и художников, раздирая уши прозябающих под пнём трусости и недвижности.

  1. Уничтожить «чистый, ясный, честный, звучный Русский язык», оскоплённый и сглаженный языками человеком от «критики и литературы».

Он не достоин великого «Русского народа!».

  1. Уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл, «симметричную логику», блуждание в голубых тенях символизма и дать личное творческое прозрение подлинного мира новых людей.

  2. Уничтожить изящество, легкомыслие и красоту дешёвых публичных художников и писателей, беспрерывно выпуская всё новые и новые произведения в словах, в книгах, на холсте и бумаге.

  3. С этой целью к 1 августа сего года взлетают в свет новые книги: «Трое» Хлебников, Кручёных и Е. Гуро; рис. К. Малевича; «Небесные верблюжатa» Е. Гуро; «Дохлая луна» — «Сотрудники Гилея» — «Печать и Мы» и др.

  4. Устремиться на оплот художественной чахлости — на русский театр — и решительно преобразовать его.

Художественным, Коршевским, Александринским, Большим и Малым нет места в сегодня! — с этой целью учреждается новый театр «Будетлянин».

  1. И в нём будет устроено несколько представлений (Москва и Петроград). Будут поставлены действа: Кручёных «Победа над солнцем» (опера), Маяковского «Железная дорога», Хлебникова «Рождественская сказка» и др.

Постановкой руководят сами речетворцы, художники: К. Малевич, Д. Бурлюк и музыкант М. Матюшин.

Скорее вымести старые развалины и вознести небоскрёб, цепкий, как пуля!

С подлинным верно.
Председатель: М. Матюшин
Секретари: А. Кручёных, К. Малевич
Усикирко, 20 июля 1913 г.

Вот такие классные события происходили на дачах русской интеллигенции в Финляндии, входившей тогда в состав Российской империи.

В последующие годы авторы этого манифеста их единомышленники создали видные произведения российского и советского авангарда.

Матюшин, Кручёных, Малевич

В частности, Малевич, работая над декорациями к упомянутой в манифесте опере «Победа над солнцем», придумал основы супрематизма. Этот основанный Малевичем стиль стал одним из первых значительных направлений абстрактного искусства, повлиявших на художественный стиль 20 века. Сейчас во многих произведениях изобразительного искусства, дизайна, архитектуры можно видеть его отголоски.

Supremus No. 57

Материал подготовлен по книге С. О. Хан-Магомедова «Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования)».